IV Апрельская междисциплинарная научная конференция «Все секреты мира: тайны в литературе и искусстве»


 
IV Апрельская междисциплинарная научная конференция «Все секреты мира: тайны в литературе и искусстве»
 
IV Апрельская
междисциплинарная научная конференция

ВСЕ СЕКРЕТЫ МИРА:
ТАЙНЫ
В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ

24–25 апреля 2017 года

Место проведения: Санкт-Петербург, наб. Макарова, 4
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

...И вся земля до самого маленького камешка была всего лишь завесой, отделяющей меня от дивной и восхитительной тайны. Я оглядываюсь назад, на то время, когда гора и крошечный светлый камешек, цветок и ручей — все это были знаки и свидетельства невыразимой тайны и красоты. Я вспоминаю, как стоял в полном одиночестве посреди долины, под пологом леса, в тишине летнего вечера, очарованный, размышляющий над вопросом, в чем состояла тайна, которая почти открылась мне в тот час.
Артур Мэйчен. Далекие годы

Гносеология литературы и искусства представляет собой проблемное ядро многих исследовательских проектов; граница между тайным и явным, сокрытым и открытым, познаваемым и непознаваемым в культуре Нового времени необычайно мобильна. И разработка эволюционного истолкования гносеологических моделей позволит определить, какие скрытые пружины управляют развитием культуры «золотого», «серебряного» и «железного» века. Проблема соотношения тайного и явного в литературе представляет на этом фоне особый интерес.

С одной стороны, можно вспомнить целый ряд имен и жанров, интерес к которым давно назрел: это мистический роман, теософская проза, «роман тайн» и многие другие. С другой стороны, любопытно исследовать, как меняется представление о «тайном» и «сокрытом», как таинственное определяет сюжетные схемы и идеологию отдельных явлений в искусстве. Традиционные научные подходы позволяют описать трансформации представлений о тайне в виде эволюционных схем, приближающих к решению проблемы познания в литературе и искусстве. Интересно и другое: кто создает тайну — автор, критик или читатель? Кто моделирует «замкнутые» конструкции, определяющие «закрытость» тех или иных эстетических явлений, будь то жесткая схема детективного романа или запутанная структура теософского трактата?

Конечно, проблема соотношения эзотерического и экзотерического в литературе и искусстве тесно связана с эволюцией картины мира и взглядов на проблему тайны. Но ставить знак равенства между «эзотерическим» и «тайным» в данном случае неправомерно: поскольку эзотерика предполагает доступность знания некоему кругу избранных, тайна нуждается в разгадке. Может быть, разгадку будут искать все, может быть, не найдет никто. Параллельно меняются представления и об эстетических свойствах таинственного, и об ощущениях тех, кому тайное открывается.

Именно этот круг проблем, связанных с категорией таинственного, и хотели бы обсудить организаторы конференции, продолжающей цикл ежегодных междисциплинарных Апрельских конференций, открытый в 2014 году научным форумом «Все страхи мира: horror в литературе и искусстве».

Оргкомитет приглашает принять участие в конференции «Все секреты мира: Тайны в литературе и искусстве» (с докладом продолжительностью до 20 минут) представителей различных гуманитарных наук: историков литературы, лингвистов, искусствоведов, музыковедов, психологов, философов, социологов, политологов. Темы докладов могут апеллировать к самым разным методологиям интерпретации «таинственного», однако аргументация исследователей должна выстраиваться на анализе конкретных произведений.

Планируется обсуждение следующих тем:
— загадочное и/или таинственное в литературе и искусстве: концепции и гипотезы;
— тайна и познание в эстетике и художественной практике;
— описание познания тайны в литературе и искусстве;
— эволюция восприятия таинственного в древнем и новом искусстве;
— способы и приемы моделирования «таинственного» в литературе и искусстве (сюжеты, образы, мотивы);
— эстетические свойства таинственного;
— «посвященные» и «разгадчики» в текстах культуры;
— тайна как инструмент власти, конспирологические концепции и представление о таинственном;
— шифры и коды в текстах и знаковых системах;
— прагматика таинственного в знаковых системах.

Отбор участников конференции будет производиться на конкурсной основе; Оргкомитет оставляет за собой право отказать заявителю во включении доклада в программу без объяснения причин. Потенциальным участникам предлагается сообщить о себе краткие биографические данные (Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание, место работы), а также до 1 марта представить тезисы доклада (2 страницы) на электронную почту Оргкомитета: mystica_2017@mail.ru

Результаты конкурса будут сообщены заявителям не позднее 25 марта 2017 года. Оргкомитет не сможет компенсировать расходы на проезд, проживание и питание участников.

По материалам конференции планируется издание сборника статей (с присвоением ISBN и индексацией в РИНЦ).
Рабочий язык конференции — русский.

Оргвзнос — 300 руб. Оплата авторского экземпляра сборника (для докладчиков, желающих принять участие в сборнике по итогам конференции) — 600 руб.

On IV April International Interdisciplinary Scientific Conference «ALL SECRETS OF THE WORLD: MYSTERY IN LITERATURE AND ART» (St. Petersburg, 24—25 April 2017) will be discussed the following topics: cryptic and/or mysterious in literature and art: concepts and hypotheses; mystery and knowledge in aesthetics and artistic practice; description of the knowledge of the mystery in literature
and art; evolution of the perception of the mysterious in ancient and modern art; methods and techniques of modeling the «mysterious» in art and literature (scenes, images, motifs); the aesthetic qualities of mystery; «dedicated» in texts of culture; the mystery as an instrument of power, conspiracy concepts and the idea of a mystery; ciphers and codes in texts and in symbolic systems; pragmatics of mysterious in systems of signs.
The conference language is Russian.

ОРГКОМИТЕТ:
Сергей Викторович Денисенко, д.ф.н., старший научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН
Антон Олегович Демин
, к.ф.н., научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН
Илона Витаутасовна Мотеюнайте, д.ф.н., проф. кафедры литературы Псковского государственного университета
Александр Юрьевич Сорочан, д.ф.н., проф. кафедры истории русской литературы Тверского государственного университета