|
Псковская земля знаменита не только своей древней, славной и полной драматизма историей, но и тесно связанной с ней богатой духовной культурой, запечатленной в народной речи и устном народном творчестве. Народный язык и фольклор – две неразделимые опоры духовной жизни всего этноса и каждого отдельного человека, жизнь которого проходит в нелегком труде на земле, пронизана заботами о "хлебе насущном", но и постоянно заботящегося о поддержании нравственных норм жизни, воспринятых от предков. Псковские говоры, восходящие к древнему псковскому диалекту, принято относить к северо-западным русским говорам. Если при описании других русских говоров исследователи-диалектологи обычно стремятся выявить черты, объединяющие их с другими, территориально близкими говорами, то история изучения псковских говоров связана с обнаружением в них признаков и свойств, отражающих специфические, особенные черты. Со времени "открытия" псковских говоров, принадлежащего акад. А. И. Соболевскому (1888 г.), и до настоящего времени ведутся острые научные дискуссии о древностях и новациях, отраженных в языке средневековых письменных памятников Пскова и современной псковской народной речи. Исследования авторитетных ученых позволяют проследить древнейшую историю развития псковского диалекта, связав ее не со всем восточнославянским миром (русский язык, как известно, вместе с белорусским и украинским языками относится к восточнославянской подгруппе славянских языков), а с древними балтийскими и западнославянскими языками. |
"Второе открытие" псковских говоров принадлежит проф. ЛГУ Б. А. Ларину – инициатору и идейному руководителю "Псковского областного словаря с историческими данными". Экспедиционную работу в Пскове и деятельность по научному осмыслению псковских говоров долгие годы возглавляла С. М. Глускина, труды которой и в настоящее время составляют классику отечественной диалектологии.
Пограничное положение Псковской земли, где пересекались торговые пути, развивались хозяйственные отношения, возникали военные конфликты, определило другую важнейшую особенность псковских говоров – их ценность, как подчеркивал Б. А. Ларин, в "международном плане":
|
|
|
Понятие "псковские говоры" формировалось на протяжении длительного периода и в его современном облике сложилось в связи с составлением Псковского областного словаря и сосредоточенной вокруг этого лексикографического труда научной сферой. Вместе с тем зонирование Псковской области, проводимое исследователями по различным основаниям, показывает неоднородность псковского языкового и этнокультурного пространства. При самом общем подходе к выделению диалектных зон Псковской области противопоставляются север, центр и юг. На основе физико-географического принципа выделяются семь регионов:
Устанавливаемые по данным фольклорно-этнографического центра Санкт-Петербургской консерватории культурные зоны распространения различных фольклорных традиций и явлений во многом совпадают с историко-культурными зонами, однако эта классификация содержит бóльшую дробность применительно к отдельным районам. |
По данным фольклорно-этнографического центра (Санкт-Петербургская консерватория), на территории области выделяются восемь основных местных традиций:
Фольклорно-этнографический архив ПсковГУ содержит материалы из всех районов Псковской области, собранные студентами филологического факультета во время фольклорной практики под руководством преподавателей кафедры литературы в период с 1977 г. и по настоящее время. Здесь имеются сказки, предания, легенды, поверья, бывальщины, былички, рассказы о Великой отечественной войне, пословицы и поговорки, частушки, произведения традиционного детского фольклора, описания календарных (земледельческих) и семейных обрядов (наиболее представлена свадьба), баллады, песни, прежде всего обрядовые: свадебные и календарные. Последние, чем далее на юг области, тем более разнообразны. Наиболее богато песни календарного цикла представлены в Усвятском, Невельском, на юге Пустошкинского и Себежском районах: масленичные, постницкие, волочебные (пасхальные), качульные, или колыхальные (поются на качелях), егорьевские, купальские, петровские, покосные, толотные (толока – помочь), жнивные (в Себежком районе они дифференцируются в зависимости от того, урожай какой культуры собирается: при уборке яровых исполняются яринские, при уборке ржи – ржаные, льна – льняные песни) и другие материалы.
Более подробную информацию об опубликованных материалах диалектного и фольклорно-этнографического архива ПсковГУ можно получить на сайте "Язык и культура в коммуникативном пространстве Псковщины".
Н. В. Большакова, Г. И. Площук
1. Псковский областной словарь с историческими данными. Вып. 1. Л., 1967. С. 3.
2. Народная традиционная культура Псковской области: Обзор экспедиционных материалов. СПб.; Псков: ОЦНТ, 2002. Т. I. С. 12.
СЛОВАРИ, СБОРНИКИ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ, МОНОГРАФИИ:
Костючук Л. Я. Псковское слово в прошлом и настощем: Монография (Избранное). Псков: ПсковГУ, 2011. 214 с.