Майминская научная школа

Уже потомство настает…
(А.С. Пушкин)

Не требует доказательств мысль, что лицо высшего учебного заведения, чье назначение – подготовка специалистов  высокого профессионального уровня, определяют научные школы, сохраняющие живую преемственность не только в сфере идей, но и в личных духовно-нравственных связях. Как точно заметил  на заседании Совета при Президенте по науке и образованию в январе текущего года директор Института проблем информатики И.А. Соколов, целенаправленная кадровая политика «обеспечивает нормальную сменяемость поколений и преемственность научных школ в отечественной науке».

Многостороннюю научно-педагогическая деятельность кафедры литературы сегодня обеспечивается мощными исследовательскими и педагогическими традициями, заложенными в 50-х годах XX века основателем псковской научной школы Евгением Александровичем Майминым (1921–1997) – доктором филологических наук, профессором, Заслуженным деятелем науки, членом Академии гуманитарных наук Российской Федерации, членом Союза писателей СССР. Выпускник филологического факультета ЛГУ, сам прошедший научную школу лучших ученых-филологов своего времени,  являясь на протяжении более двадцати лет заведующим кафедрой, Е.А. Маймин сформировал коллектив единомышленников, в чем с ним были единодушны коллеги, филологи и методисты: М.Т. Ефимова, Л.И. Вольперт, А.И. Голышева, И.И. Петрова, В.Н. Голицына, Н.К. Силкин, Г.И. Площук.

На формирование школы оказали определяющее влияние труды Е.А. Маймина, посвященные творчеству А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, поэтов-любомудров.  Итогом соединения литературоведческих и методических начал стали его работы, адресованные учителю-филологу, широко востребованные сегодня в школьном преподавании.

Е.А. Маймин любил повторять слова Л.Н. Толстого, сказанные о романе «Воскресение»: «совокупное многим письмо». Таким «письмом» потомству и стала сформировавшаяся со временем Майминская школа, куда вошла большая часть ныне работающих  преподавателей кафедры. Каждый из них горд тем, что является не просто учеником Евгения Александровича, но его преемником; трудясь в университете, может не деле послужить заветам патриотизма и гуманности, которые, в годы студенчества, усвоил благодаря его лекциям по русской литературе и эстетике. Одним из первых продолжателей дела Е.А. Маймина стала Эльза Владимировна Слинина, пушкинист, автор монографии «Лирика Пушкина 1820–30-х годов: проблемы становления личности поэта» (1990), кандидат филологических наук. Начиная с 1970-х годов на кафедру приходят Наталья Леонидовна Вершинина, Нина Викторовна Цветкова, Ирина Владимировна Полковникова, Аида Геннадьевна Разумовская, Любовь Алексеевна Юрчук, Светлана Леонидовна Константинова, Елена Владимировна Сашина, среди которых  три доктора и четыре кандидата наук. В настоящее время на кафедре преподает уже следующее поколение школы: Наталья Петровна Иванова и Елена Викторовна Павлова, защитившие кандидатские диссертации под руководством Н.Л. Вершининой.

Каждый из названных преподавателей принадлежит Майминской школе не только типом мышления, способом видения жизни, но и избранным направлением исследования, непосредственно унаследованным от Е.А. Маймина. Едва ли будет преувеличением сказать, что педагог-ученый, в глазах своих учеников, и «сам был первый…университет». В «университете» Маймина находилось место для самых разных разветвлений в литературоведении и самых многообразных филологических интересов. Обычно это были вопросы, которые требовали нового и даже новаторского подхода, поднимали прежде «закрытые» темы литературоведения. Именно их несли замечательные работы Е.А. Маймина, среди которых: «Опыты литературного анализа» (1972), «О русском романтизме» (1975), «Русская философская поэзия. Поэты-любомудры, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев» (1976). «Лев Толстой. Путь писателя» (1978), «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество» (1981), «Теория и практика литературного анализа» (1984) (в соавт. с Э.В. Слининой) и ряд других.

Основу научной методологии Е. А. Маумина составлял интерес к проблемам поэтики, критерием же оценки литературоведческого вклада была соприродность метода исследования изучаемому материалу. Утверждалась необходимость проникновения в природу самобытной художественной структуры текста, его филологического анализа, способствующего реализации заложенной в авторском замысле идеи «заразительности». Органика научного стиля исследователя вела к «переусвоению» «избитых» истин в направлении обнаружения их «настоящего» смысла и жизненной функции – стать тем, что Толстой определял как «совокупное многим письмо».

Вершинина Н. Л.Первая, кандидатская диссертация Е.А. Маймина была посвящена проблеме «нравственного прозрения» в творчестве Л.Н. Толстого, которая рассматривалась на материале романа «Воскресение». Впервые, путем анализа текста, он показал зависимость решения социальных вопросов от внутреннего самоопределения в отношении нравственных проблем. Толстовскую тему Е.А. Маймин «передал» Н.Л. Вершининой, которая должна была осмыслить новые подходы к другому толстовскому роману – «Война и мир», увиденному сквозь призму пушкинской традиции. В 1979 г. она защитила кандидатскую диссертацию в МГПИ под руководством проф. В.И. Коровина, а позднее, по прошествии ряда лет, обратилась к творчеству Пушкина, к изучению «забытых» писателей XIX века (им посвящалась докторская диссертация, защищенная в 1997 г. в том же учебном заведении), сочинениям Некрасова,  закономерностям развития советской литературы. Н.Л. Вершининой опубликовано более 280 работ, в числе которых шесть монографий, пять учебных пособий, главы в базовых учебниках для высшей и средней школы, издания, отражающие работу в рамках научных проектов-победителей. Истоки развиваемых ею тем были в трудах и лекциях Е.А. Маймина, но лишь со временем, в процессе многолетних опытов в науке и преподавании (Н.Л. Вершинина работает на кафедре с 1974 г.) стало возможным приблизиться к глубинам, открытым в литературоведении Е.А. Майминым, ставшим доступными его ученикам  в итоге собственных трудов.

С конца 1960-х годов в отечественных и зарубежных издательствах появились работы ученого, посвященные проблемам эстетики («Искусство мыслит образами», «Эстетика – наука о прекрасном), в русле которых выделилась область философской эстетики. Предметом рассмотрения стала деятельность поэтов-любомудров, Ф.И. Тютчева, философская лирика Пушкина (Е.А. Маймин – один из немногих филологов-методистов, включивший соответствующую главу в учебник для учащихся 8-х классов средней школы: «Философская лирика Пушкина конца 1820-х – 1830-х гг.»). В 1971 г. в ЛГПИ им. А.И. Герцена он защитил докторскую диссертацию «Поэты-любомудры и философское направление в русской поэзии 20-30-х годов XIX века», чему предшествовало его активное участие в полемике о роли раннего славянофильства в общественно-литературном процессе, – проблема, которая в советском литературоведении почти не подлежала изучению.

Не допускающая компромиссов позиция ученого выражалась заглавием его статьи, опубликованной в рамках дискуссии на страницах журнала «Вопросы литературы», наряду со статьями В. Кожинова и В. Кулешова: «Нужны конкретные исследования». Пафос статьи определялся ее главной мыслью: «Слишком мало мы еще сделали в области изучения славянофильской литературы вообще и еще меньше – в изучении литературного наследия отдельных славянофилов: А. Хомякова, Киреевских, Ю. Самарина и др.». Исследователь советовал отказаться от огульно отрицательной оценки славянофилов, предлагая обратиться к персоналиям как в плане генезиса (философия немецкого романтизма), так и в отношении их этико-социальной позиции, которая, при всей противоречивости, не означала принадлежности к «охранительному направлению».

Цветкова Н. В.В направлении, заданном Е.А. Майминым, тема и полемика, с ней связанная, получила развитие в трудах Н.В. Цветковой, которая пришла на кафедру литературы в 1977 г.  Ею была написана и защищена одна из первых диссертаций, посвященных редко привлекавшему внимание исследователей печатному органу –  журналу «Московский наблюдатель». Под научным руководством проф. Н.Н. Скатова в ЛГПИ им А.И. Герцена была защищена диссертация «Журнал “Московский наблюдатель” (1835–1837) и общественное движение этого времени». Сегодня Нина Викторовна – один из ведущих преподавателей кафедры, автор более 100 статей, монографий, учебных пособий по истории русской литературы XIX в., пушкинистике, истории русской критики, до сих пор малоизученному российским литературоведением наследию С.П. Шевырева.

Полковникова И. В.Педагогические начала научной деятельности Е.А. Маймина талантливо развивала безвременно ушедшая от нас И.В. Полковнакова. Особая чуткость  по отношению к лирическим жанрам, которая столь «заразительно» влияла на читателя в статьях и книгах Е. А. Маймина, соединилась в ее исследованиях с практической педагогикой, с  поиском  не формальных, а «человековедчеких» приемов преподавания литературы в школе. Придя на кафедру в 1982 г., Ирина Владимировна  в 1988 г. защитила кандидатскую диссертацию «Развитие читательского восприятия в процессе изучения лирики». Научным руководителем стал один из ведущих отечественных методистов, много лет возглавлявший кафедру литературы в РГПУ им. А.И. Герцена, проф. В.Г. Маранцман. Вскоре стало понятно, что Майминская научная школа в лице И.В. Полковниковой приобрела уникального специалиста в области школьной и вузовской методики, способного повести за собой целые поколения филологов, что подтвердила  вся ее широкая учебно-просветительская деятельность в масштабах города и области, где ей обязаны признательные и не забывшие полученных уроков мастерства ученики – учителя.

Разумовская А. Г.С 1983 г. на кафедре литературы стала работать А.Г. Разумовская, и вместе с ней получило активное развитие то направление Майминской школы, которое вело к рубежу XIX–XX веков, к литературе XX века, нередко привлекаемого Е.А. Майминым в связи с апелляцией к творчеству позднего Л.Н. Толстого, А.И. Куприна, А. Блока, О. Мандельштама, А. Ахматовой, В. Распутина, В. Астафьева, явлениям театра и киноискусства. Целеустремленность Аиды Геннадьевны и органика вживания в предмет исследования, которые, как отмечалось, особенно ценил Е. А. Маймин, отразились в продуктивных научно-педагогических результатах. Под началом почетного доцента ПсковГУ Веры Николаевны Голицыной, крупного специалиста  по литературе данного периода,  началась ее длящаяся до сих пор работа по многостороннему исследованию культуры Серебряного века. В 1991 г. в РГПУ им. А.И. Герцена была защищена кандидатская, а в 2011 г. в ИРЛИ РАН – докторская диссертация на тему «Сады российской поэзии: (от символизма до постмодернизма)», которая легла в основу одноименной монографии. Кроме названного фундаментального труда, у А.Г. Разумовской более 150 научных работ, две монографии, несколько учебных пособий. Она – ведущий специалист по русской литературе первой половины XX века. Усилия по внедрению в разные области гуманитарного знания достижений Майминской научной школы в рамках университета аккумулировал в себе возглавляемый ею Открытый институт русского языка и культуры им. Е.А. Маймина.

Сашина Е. В.В настоящее время единственным, работающим на кафедре, специалистом-зарубежником является Е.В. Сашина, ученица Е.А. Маймина, приступившая к работе на кафедре литературы в 1989 г.  Область научных интересов Елены Владимировны предопределила тематику ее кандидатской диссертации, связанную с изучением французской литературы XIX  века. Углубленные занятия в этой области продолжились в докторантуре филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. В 2009 г. вышла в свет монография «Поэтика Жерара де Нерваля:  поэзия, проза, критика», опубликованы четыре учебно-методических пособия, более пятидесяти научных статей. Е.В. Сашина является куратором научно-практической конференции школьников и студентов Псковской области «Филологические чтения», где самые юные представляют свои  первые шаги в филологии и закладываются основы преемственности, непрерывности бытия Майминской школы.

Казакова Л. А.К 90-м годам относится вступление в большую филологию Л.А. Юрчук. Ориентиром для молодого преподавателя стала приоритетная для Майминской школы пушкинская тематика. В 1999 г. под руководством Е.А. Маймина, а после его смерти – Н.Л. Вершининой Любовь Алексеевна защитила кандидатскую диссертацию на тему «”Маленькие трагедии” А.С. Пушкина как художественная целостность». В 2009 г., закончив докторантуру при МПГУ, защитила докторскую диссертацию «Жанр комической поэмы в русской литературе второй половины  XVIII – начала XIX вв.: генезис, эволюция, поэтика», ставшую основой монографии, вызвавшей заслуженный интерес со стороны профессионального сообщества.  В настоящее время круг научно-педагогических интересов Л.А. Юрчук составляют  вопросы истории и теории русской литературы XVIII века. Особым объектом ее исследований является фольклорный архив Псковской области, результаты многолетних, осуществляемых кафедрой фольклорных экспедиций.  В 2014 г. опубликована книга  «Предания Псковской области (по материалам фольклорного архива Псковского государственного университета)», где Л.А. Юрчук является составителем, подготовившем корпус текстов, автором вступительной статьи и комментариев.  Всего ею издано более 90 научных и учебно-методических работ.

Круг учеников, единомышленников, «людей культуры», которым выпало счастье встретить на жизненном пути Е.А. Маймина, – неизмеримо широк. В их число входят и те, кому довелось непосредственно общаться с ним, и те, кто совершает это общение через увидевшие свет труды по литературоведению, методике преподавания литературы, через художественно-публицистические очерки о замечательных людях, написанные истинным «человеколюбцем», патриотом (17 книг и более 200 статей и очерков).

Майминская научная школа – необычная школа. Основанная на высочайшем профессионализме,  она  значительнее, чем понимаемое традиционно  сообщество специалистов-филологов. Она может распространяться на разные сферы жизни (особенно, конечно, гуманитарные): в основе ее сплочения – общее видение  литературы и литературоведения как человековедения, неистребимая вера в  человека, показанного «при полном реализме», стремление вносить в прозу жизни «высокие истины о человеческом достоинстве» (В.Г. Белинский), проводником которых является слово Е.А. Маймина, а лучшим живым примером, для  знавших его, служил он сам.  

Руководитель Майминской научной школы,

зав. кафедрой литературы, доктор филологических наук, профессор

Н.Л. Вершинина