Одна из многочисленных учениц Евгения Александровича Маймина (1921-1997) – историка русской литературы, доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, члена Союза писателей СССР – пишет в воспоминаниях, что в его лице открыла для себя "очень счастливого" человека – "не ситуативно-счастливого, а всегда, по определению". Преподаватели филологического факультета, много лет находившиеся вблизи Евгения Александровича, не однажды убеждались в верности этого наблюдения. Радуясь доброму и прекрасному в книге, в личности студента, школьника, преподавателя, в облике ставшего ему родным Пскова, в полете научной мысли, – он возвышал в собственных глазах каждого, с кем сводила его жизнь, поскольку сам исключительно полно и светло воспринимал ее.
Е. А. Маймин родился в Воронеже, детство и юность провел в Ленинграде, в 1939 г. поступил на исторический факультет ЛГУ. Поколение, к которому он принадлежал, имело общую судьбу: едва начав учиться, он был призван в Красную армию, участвовал в Финской, а затем в Великой Отечественной войне, трижды был ранен; награжден орденом Отечественной войны I степени и десятью медалями. Возможно, уже тогда он осознал толстовскую "правду" о войне: величие рядового героизма и высокую ценность братства людей, которым нужно научиться жить одним "миром". Впоследствии Е. А. Маймин предаст эту "правду" в переведенном на ряд языков научном исследовании "Лев Толстой. Путь писателя" (М., 1978), а также в книге очерков и рассказов "Я их помню" (Л., 1989).
В 1945 году Е. А. Маймин вернулся в университет, уже на филологический факультет, где преподавали крупные ученые: Б. В. Томашевский, Н. И. Мордовченко, Г. А. Бялый, В. Я. Пропп, Б. Д. Греков, С. Я. Лурье. Его сокурсниками были М. Г. Качурин, Ю. М. Лотман, Л. А. Дмитриев. В тесном общении с Б. М. Эйхенбаумом писалась имевшая новаторский характер кандидатская диссертация "Роман Л. Н. Толстого "Воскресение" (Вопросы художественного метода, стиля и мастерства)" (Л., 1954). Органика научной мысли Е. А. Маймина вела к "переусвоению" избитых истин в направлении обнаружения их "настоящего" смысла и значения для текущей современности.
С 1950 г., окончив с отличием университет, он в течение пяти лет преподавал русский язык и литературу в Ломоносовском мореходном училище ВМС, затем в Выборгском пединституте, а с 1957 г., в продолжение сорока лет, работал преподавателем кафедры литературы Псковского педагогического института (ныне – ПсковГУ). Евгений Александрович не только заведовал кафедрой (с 1965 по 1983 г.), но и создал научную школу, коллектив единомышленников, которые сегодня стремятся развивать его наследие. На формирование школы оказали определяющее влияние труды Е. А. Маймина, посвященные творчеству А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. Итогом соединения литературоведческих и методических начал стали его работы, адресованные учителю-филологу: "Опыты литературного анализа" (1972), "О русском романтизме" (1975), "Искусство мыслит образами" (1977), "Эстетика – наука о прекрасном" (1982) и др. Всего 17 книг и более 200 статей. В 1971 г. в ЛГПУ им. А. И. Герцена Е. А. Маймин защитил докторскую диссертацию "Поэты-любомудры и философское направление в русской поэзии 20-30-х годов XIX века".
Большинство преподавателей кафедры, в прошлом и настоящем – его ученики, кандидаты и доктора наук: Э. В. Слинина, Н. В. Цветкова, И. В. Полковникова, Н. Л. Вершинина, А. Г. Разумовская, С. Л. Константинова, Е. В. Сашина, Л. А. Казакова. Но в широком смысле учеников Е. А. Маймина неизмеримо больше. Филология как наука и филология как средство формирования личности не различались в его глазах, и обо всем, им написанном, можно сказать словами Белинского: "Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека".
В октябре 2011 г. состоялась уже седьмая по счету Международная научная конференция "Майминские чтения". Она собрала более 70 участников из России, Ближнего и Дальнего Зарубежья. Продолжается издание сборников материалов чтений. Научная школа на кафедре литературы поддерживает и приумножает заложенный трудами Е. А. Маймина потенциал научно-просветительских знаний, которые, если воспользоваться выражением Достоевского, "всегда современны, насущно полезны".
Д.ф.н., проф. Н. Л. Вершинина