28 января 2014 года на филологическом факультете ПсковГУ прошел региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе
28 января прошел региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Участники выполнили задания двух туров в один день.
Задание первого предполагало анализ художественного текста, причем в этом году самим школьникам предоставили право выбора между рассказом и стихотворением. Обе формы художественной речи (проза и поэзия) привлекли участников, однако большинство девяти- и десятиклассников предпочли прозу, и лишь самые старшие разделились в этом отношении примерно поровну.
Результаты показали, что поэтический текст легче поддается анализу из-за большей естественной структурированности; кроме рассмотрения тематики и композиции, школьники обязательно обращали внимание на языковые и собственно стихотворные (ритмические и рифмические) выразительные средства. В прозаическом же материале многие сосредоточились, в основном, только на пересказе сюжета с учетом особенностей композиции и на собственной (иногда примитивно социологической) оценке героев. Исключение и здесь составили выпускники, показавшие, что понимание проблематики любого текста (тем более художественного, независимо от формы его записи) требует умения оценивать и образный строй, и все элементы композиции, и особенности языка, и способы повествования; они обращали внимание на детали, часто отталкивались от интерпретации названия и от знаний о творчестве автора (в данном случае В. Набокова) в целом, что, безусловно, помогло им уловить смысл рассказа и перевести его с языка художественных образов на язык логических понятий. Многие одиннадцатиклассники показали, что художественное достоинство произведения определяется связанностью всех его формальных и содержательных элементов, а умение увидеть и определить эти связи и есть филологический навык, прежде всего, оцениваемый на олимпиаде.
К сожалению, некоторым младшим участникам для понимания смысла выбранных произведений явно не хватило общекультурных и исторических знаний, а также навыков объективной, основанной на анализе, интерпретации художественного произведения.
Этот самый общий недостаток, о котором в течение всех последних лет говорит экспертная комиссия, особенно ярко проявился при выполнении участниками
задания второго тура. В нем предлагалось составить собственный текст определенного жанра (а значит, стиля и адресности), на основе предложенных слов и выражений. Торопясь продемонстрировать свое умение создавать текст, участники сосредоточились на условно игровой стороне задания: старались включить предложенные слова в собственные тексты не только разных жанров, но и разной тематики; они не учитывали, что на Всероссийской олимпиаде по любому предмету необходимо проявить знания. В данном случае – знания теоретико-литературные и историко-культурные. В результате жюри оценило креативность школьников (под которой многие из них почему-то понимают демагогические способности) и увидело недостаток историко-литературных знаний. Особенные трудности вызывали явления зарубежной литературы и русской истории; даже при наличии знаний из биографий писателей, школьники имеют недостаточное представление о непрерывности литературной традиции, о развитии литературы как о цепочке взаимосвязанных явлений и процессов.
В целом можно сказать, что участники олимпиады неплохо подготовлены к имманентному анализу текста, и их способности в этой области развиваются с возрастом, от 9 к 11 классу. Однако они не обладают (как и в прошлые годы) достаточно широкими общекультурными и историческими знаниями; если заданные эпиграфом реминисценции, или цитаты обычно привлекают их внимание, то культурные аллюзии из области, например, христианства, «прочитывание» которых необходимо для понимания произведения, для многих из них «не звучат».
Кроме того, хотелось бы отметить хорошую грамотность подавляющего большинства участников и их навыки создания собственного текста как композиционно завершенного целого (по крайней мере, большинство из них явно к этому стремились).
С результатами олимпиады можно ознакомиться на сайте ПОЦРОДиЮ.
Читать
Олимпиада школьников по литературе (Из опыта работы)
Председатель жюри: д.ф.н., проф. И.В. Мотеюнайте