Капитанова Л. А.

Капитанова Людмила Анатольевна, доктор филологических наук, профессор кафедры литературы ПсковГУ.

В 1996 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора наук на тему: «Русская романтическая повесть первой трети XIX века: Специфика повествования» (МГПУ, г. Москва). Область научных интересов: европейский и русский романтизм, поэтика романтических жанров, проблемы мифопоэтики.

Одновременно занимается современной европейской литературой (имеет публикации о М. Турнье, Й. Макьюэне и др). Любимый писатель – Паскаль Киньяр. Интересуется проблемами изучения русской литературы в школе. Опубликованы книги «Тургенев в школе» (М.: Дрофа, 2002), «Лесков в школе» (М.: Дрофа, 2007), «Гоголь в жизни и творчестве» (посл. переизд. в 2009 г.), «А. П. Чехов  в жизни и творчестве» (посл. переизд. в 2012 г.).

Индивидуальная научная тема 1: Прозаическое наследие Ю. В. Жадовской в контексте проблемы "Забытые и второстепенные писатели ХVIII-ХХ вв. как явление европейской культурной жизни"

Рефлексия художественных стратегий Ю. В. Жадовской (1840-1860-е гг.), связанная с осмыслением процесса вызревания и развития прозаических тенденций в творчестве писательницы, пресуществленных в ряде повестей и двух романах и засвидетельствовавших на идейном и мотивном уровнях органическое взаимообогащение её прозы и поэзии, а также последовательную реализацию в прозаических произведениях Ю. В. Жадовской художественных принципов "женской" нарратологии. Выявление эволюционного обогащения доминантных констант мировоззренческой парадигмы героинь писательницы (от ранних повестей 1840-х гг. до последнего романа "Женская история" и завершающей прозаическое творчество повести "Отсталая", 1861). Осмысление трансформации авторских художественных приоритетов, сопряженной с попыткой перевести изображение судьбы героини из “частного” домашнего пространства в "общественное", способствующей достижению ощутимой новизны создаваемого деятельного типа женщины, воплощающего творческую задачу, состоящую в поиске новых возможностей для реализации женского "я", проявления его духовного потенциала. Исследование вопроса о преодолении Ю. В. Жадовской "матрицы" женского повествования, выраженном в неуклонном сопряжении обобщенного и конкретного планов высказываний, философской и интимно-исповедальной тональности, содействующих вызреванию в её творчестве романной формы, способной одновременно осмыслять жизнь на современной и метафизической глубине, к чему с непреложной очевидностью стремилась писательница.

Тема 2: Проблема рецепции "остиновского" романа в "массовой" и "элитарной" европейской литературе рубежа ХХ-ХХI вв.

Осмысление проблемы функционирования "остиновского текста" в содержательно-структурном "поле" романов Д. Лоджа, И. Макьюэна, М. Эмиса и др. и, как следствие, выявление причин "синдрома Остин" у ведущих британских прозаиков рубежа ХХ-ХХI вв. и его анализ в призме постмодернистских повествовательных стратегий. С другой стороны, сопоставительный анализ остиновского романа и массового европейского "дамского" романа позволяет непосредственно представить остиновскую романную форму как своеобразную "архетипическую" основу жанра современного массового "дамского" романа и тем самым наметить вектор, по которому осуществляется трансформация "элитарного текста" в "массовый текст".
Обнаружение и осмысление причин востребованности "элитарных" романов Джейн Остин массовой женской читательской аудиторией. Осмысление ситуации "Авторы "дамских" романов как читательницы романов Джейн Остин" с целью выявления степени и продуктивности усвоения ими остиновских "уроков" литературно-художественного воплощения женской ментальности, моделирования женского образа.


  1. Роман "Женская история" в контексте прозы Ю.В. Жадовской
  2. Остиновский «синдром» в романе Иэна Макьюэна «Искупление». Статья первая