Произведения искусства о Великой Отечественной (Второй Мировой) войне.
Память сердца.
Почему мы, ныне живущие, должны помнить о войне?
Эта тема звучит во многих произведениях, и я бы хотела в знак уважения к истории и культуре внести свою лепту: рассказать о своих мыслях и чувствах…
Когда думаешь о войне, то сразу представляешь, сколько боли она принесла и ещё больше жизней унесла. Представляется до дрожи в коленях ужасные, кроваво- красные картины пыток невинных людей, разруха в городах и деревнях, а также крики отчаяния мам, потерявших своих детей в ходе этой самой войны. Невозможно передать словами, насколько всё -таки ужасен мир был в то страшное время.
Прошло много лет с того дня – первого дня Великой Отечественной Войны. И его никто никогда не сможет забыть страницы истории, ведь память о войне стала нравственной памятью, вновь возвращающей к героизму и мужеству солдат. Именно память не позволяет опускаться ниже той нравственной отметки, которой помечены горькие и героические годы; память продолжает свято и неотступно жить в сердце каждого человека.
“Ах война, война... Болеть нам ею – не переболеть, вспоминать её – не перевспоминать!” – сказал Виктор Астафьев. Это действительно так. Память о войне не стирается, не тускнеет с годами.
О войне в современной литературе рассказывают не только бывшие фронтовики Юрий Бондарев, Евгений Носов, Василь Быков, но и писатели, для которых военные годы были временем их детства. Произведения А. Иванова, П. Проскурина, В. Распутина, Б. Васильева и других – достойный вклад в летопись народного подвига. О войне писал и К. Воробьёв, но долгое время мы не знали о его книгах. Может быть, потому, что слишком горькая правда заключена в них.
Повесть К. Воробьева "Убиты под Москвой"затронула меня до глубины души. Это настоящее откровение. В нём так пронзительно и правдиво звучат слова о войне. Начинается произведение со строчки: “Учебная рота кремлёвских курсантов шла на фронт”. Курсанты шли под командованием капитана Рюмина. Далее мы знакомимся с главным героем рассказа Алексеем. “В то, что он уже 2 недели как произведён в лейтенанты и назначен командиром взвода, Алексей верил с большим трудом. Временами ему казалось, что это ещё не взаправду, это только так, условно, как на занятиях, и тогда он тушевался перед курсантами и обращался к ним по имени, а не так, как было положено по Уставу”. Этим подтверждается добросердечность, дружелюбность Алексея, которая так нужна людям, особенно в трудное время, когда вокруг все агрессивны.
Это уже своего рода геройство, ведь не каждый сможет вести себя так в критический период, как Алексей.
В начале повести настроение у героя приподнятое, ведь он ещё не видел ужаса войны и ничто его пока не огорчало. В конце повести он другой. Настроение начинает «таять», когда Алексей видит возвращающихся с передовой бойцов. Он ещё не понял, что находится на самом настоящем фронте. “Почему вы сюда? Где фронт? – торопясь и всё больше пугаясь чего-то непонятного, перебил Алексей, и в наступившей тогда тишине к нему тяжело пошёл безоружный красноармеец.
– А ты где находишься? Ты не на фронте? Где ты находишься? А?” – не вынося из-за спины рук, кидал он под свой шаг гневным, устоявшимся в обиде голосом.”
Вот эпизод о том, как солдаты готовились к захвату немцев и рыли окопы. Мы видим, что Алексей в военном деле ещё юнец, он не видел немцев живых, а когда с ними встречается, то автор описывает эту картину так: “Вот они, немцы! Настоящие, живые, а не нарисованные на полигонных щитах! Ему было известно о них всё, что писалось в газетах и передавалось по радио, но сердце упрямилось до конца поверить в тупую звериную жестокость этих самых фашистов; он не мог заставить себя думать о них иначе, как о людях, которых он знал или не знал – безразлично. Но какие же эти? Какие? И что сейчас надо сделать? Подать команду стрелять? Нет, сначала я сам. Надо всё сперва самому” . Герою хотелось всё попробовать, всё испытать самому «на собственной шкуре». И “мечта” Алексея сбылась. Он увидел войну во всех её красотах. Вот в этом рассказе и есть “тонкие кисти и яркие краски”, с помощью которых автор заставляет нас проникнуть в ту сферу, где обитал его герой, и вместе с ним возненавидеть фашистов и восхищаться минутами жизни. Алексей на этой кровавой бойне насмотрелся на многое: и на смерть Анисимова, и на смерть других курсантов. Ему, как и всем на войне, было страшно, но долг, ответственность – превыше всего, и он преодолевал страх и хотел это же видеть в своих подчинённых. Такие люди, как Алексей, очень были нужны на войне.
Такой же ответственный, преданный идее был и капитан Рюмин. Рота кремлёвских курсантов полегла не по его вине, но он принимает вину за её гибель на себя. Это он не сказал роте, что она попала в окружение, это он повёл её на верную смерть. Впрочем, ещё до этого его роту послали на верную смерть другие. Но герой не хочет валить вину на других: на того майора спецвойск, который “со щупающей душу усмешкой” послал их в бой. Он принял весь позор и всю боль на себя. “Всё – старчески»,- сказал он, когда они остались вдвоём с А. Ястребовым, глядя на оставшихся в живых курсантов роты. “За это нас нельзя простить. Никогда!”
Не пожалей Рюмина курсанты – может, он бы и остался жив. Он-то рассчитывал на их гнев и справедливое осуждение, но они простили его. И Ястребов простил, и рота... этого не мог пережить гордый капитан Рюмин. Он сам наказал себя. Близость и согласность, которые испытывает А. Ястребов к позе мёртвого своего товарища, – это высшее чувство, которое невозможно объяснить словами. А. Ястребов поднимается навстречу танку. Танк движется на человека, но человек не спеша готовится к встрече с танком. Молчание силы наталкивается на молчание ещё большей силы, ещё более страшной силы, потому что то сила духа. Многие страницы повести “УПМ” было больно читать, но боль эта исцеляющая от равнодушия, нравственной слепоты, прежде всего. Писатели, рисуя муки человеческие, рассказывая о великом подвиге советского народа, призывают нас бороться против войны.
Роберт Рождественский «Баллада о красках»
Тема войны в его творчестве неслучайна: на нее пришлось детство поэта, его мать была на фронте врачом, отец погиб. В одном из своих произведений он даже сделает такое горькое признание о войне: я сын ее. Почти веселая аллитерация открывает стихотворение, обыгрывается сходство однокоренных слов, цвет волос мальчишки сравнивается с «рагу из рыжиков» (блюдо), с экзотикой апельсинов в наших широтах. Уменьшительные суффиксы подчеркивают материнскую нежность: солнышка, сыночка. Образ матери как птицы, где крылья – ее дети. Звонкая метафора «от солнышка». Двойной эпитет «черный-черный» относится к ее второму сыну. Ряды лексических повторов нагнетают напряжение: в сорок первом, в сорок памятном году (еще и инверсия), оба-двое.
«Соль Земли»- библейская цитата. Олицетворение, соединенное с метафорой и просторечным приставочным глаголом: прокричали репродукторы беду. Все цвета войны испытали сыновья: огненный и дымный (как на георгиевской, гвардейской ленте). Так невольно мирные цвета превратились в символы тревоги. Даже зелень стала цветом траура на неубранных полях. Перечислительные градации усиливают скорбную интонацию (не гневила, не кляла). Дальше будто крик: повезло ей! Действительно, чудо, единственное на три ближайших села. Устаревшая, фольклорная форма слова: воротилися. Живые, невредимые, с боевыми наградами... «Зеленое вино»: водка, самогон. Пьют за встречу, вспоминают погибших друзей, обсуждают, как жить дальше будут. Только «волосы — смертельной белизны». Память о войне на всю жизнь. Немой укор, предостережение, которое красноречивей слов. Эпитеты: золотистых, зеленое, бешеный. Инверсия: хохотала она. Лексика разговорная, живая, колоритная. Идиома: привалило счастье. Есть и прием парцелляции, увеличивающий экспрессию синтаксиса. Множество восклицательных знаков, вопросов, многоточий.
Военная тема – одна из ключевых в поэзии Р. Рождественского. В его лирике – голос целого поколения, народа, пережившего то страшное лихолетье.
Борис Васильев «А зори здесь тихие…»
Борис Васильев хотел написать повесть о подвиге, который реально имел место в 1942 году в одной небольшой заставе. Семь солдат, участвовавших в операции ценой своей жизни, остановили неприятеля. Но написав несколько страниц, автор понял, что его сюжет один из тысячи, таких историй масса в литературе.
И он решил, что в подчинении у сержанта будут девушки, а не мужчины. Повествование заиграло новыми красками. Этот рассказ принёс огромную славу автору, ведь о женщинах на войне никто не писал, эта тема была оставлена без внимания. Очень ответственно писатель подошёл к созданию образов зенитчиц: они совершенно уникальны и абсолютно правдоподобны.
Секрет прост: сам автор прошёл войну и свои впечатления перенёс в художественный мир. В какой-то момент писатель обнаружил, что он видит войну совершенно не так, как её описывают другие художники слова, и понял, что обязан поделиться своим особым видением военной жизни. Именно поэтому критика встретила повесть положительно, в ней трудно найти вымышленное, правдоподобие образов и событий завораживает. Васильева назвали “певцом чрезвычайного века”, что очень точно отражает особенности его творчества.
Действие повести происходит в мае 1942 года. Главный герой Федот Евграфыч Васков несёт службу на 171-ом разъезде где-то в карельской глубинке. Васков не доволен поведением своих подчинённых. Вынужденные бездействовать солдаты устраивают от скуки пьяные дебоши, вступают в недозволенные связи с местными женщинами. Федот Евграфыч неоднократно обращался к начальству с просьбой прислать ему непьющих зенитчиков. В конце концов, в распоряжение Васкова поступает отделение девушек.
Между комендантом разъезда и новыми зенитчиками долго не устанавливаются доверительные отношения. «Пенёк замшелый» не способен вызвать у девушек ничего, кроме иронии. Васков же, не зная, как вести себя с подчинёнными противоположного пола, предпочитает грубо-безразличное общение.
Вскоре после прибытия отделения зенитчиц одна из девушек замечает в лесу двух фашистских диверсантов. Васков отправляется на боевое задание, взяв с собой небольшую группу бойцов, в которую вошли Соня Гурвич, Рита Осянина, Галя Четвертак, Лиза Бричкина и Женя Комелькова.
Федоту Евграфычу удалось остановить диверсантов. Живым с боевого задания вернулся он один.
Автор стремится показать не просто смерть нескольких девушек. В каждой из них гибнет целый мир. Старшина Васков наблюдает не только угасание молодых жизней, он видит в этих смертях гибель будущего. Ни одна из зенитчиц уже не сможет стать ни женой, ни матерью. У Риты Осяниной остался сын, а остальные...Их дети не успели родиться, а значит, не дадут жизнь следующим поколениям.
Константин Симонов «Жди меня»
К 1941 году Константин Симонов уже понимал, что такое война – для него она началась в 1939 году на Халкин-Голе. Военный корреспондент, он понимал, как опасно находиться на линии фронта и написал стихотворение-письмо своей любимой женщине. Актриса Валентина Серова была эвакуирована в Фергану со своим театром, и поэт просит ее просто ждать. Вера в то, что тебя так ждут, помогает человеку выжить и не сломаться.
История их любви была достаточно сложной, но поэт знал, что любимая им женщина долгое время была верна своему мужу после его гибели. Именно поэтому он уверен в том, что она – та, кто умеет ждать по-настоящему.
Композиционно произведение состоит из трех частей, каждую из которых поэт отделил рефреном “Жди меня и я вернусь”.
В первой части он рассказывает о том, как тяжело и грустно ждать любимого с фронта – времена года сменяются, письма перестали приходить, многие женщины уже разуверились в том, что их солдат вернется.
Вторая часть – кульминация, развивающая идею: уже и ее любимого никто не ждет. Мать, родители, ребенок – все поверили в то, что его нет, и поминают его душу.
Третья часть – это награда за ожидание, светлые мотивы. Герой выжил и возвращается именно благодаря тому, что его так горячо и верно ждали.
Эти произведения запали мне в душу.
В заключениe хотелось бы искренне поблагодарить ветеранов, которые воевали ради победы, ради нас, ради будущего, ради свободы, ради жизни.
Николь Бари
11 класс
Паэ гимназия
Таллинн
Эстония
комментарии (0)