Филология сближает человечество

(Впечатления от съезда Общества Русской Словесности)

25–26 мая 2016 года в Москве состоялся I съезд Общества Русской Словесности, учрежденного 9 марта 2016 г. Мне выпала честь быть частником этого исторического съезда, продолжающего лучшие отечественные культурно-просветительские традиции: прежде всего, те, что были заложены деятельностью Общества любителей Российской словесности при Московском университете (1811 – 1930), возрожденного в 1992 г. по инициативе академика Д. С. Лихачева. Работой вновь созданного Общества будет руководить, по поручению президента России В. В. Путина, патриарх Московский и всея Руси Кирилл; его заместитель – президент РАО и РОПРЯЛ, президент Санкт-Петербургского государственного университета Л. А. Вербицкая.

Чувство причастности своей национальной истории – вот главное всеохватывающее чувство, которое осталось в душе после окончания работы съезда. Важнейшие общественные проблемы, напрямую связанные с судьбой гуманитарной культуры в современном мире, с вопросами утверждения национальных ценностей путем осознания высокой миссии русской литературы и русского языка; поиск «гуманитарных технологий», продуктивных путей и способов закрепления в национальном сознании базовых знаний и представлений, должных стать основанием современного вузовского и школьного образования, – вот задачи, которые стояли на повестке дня работы съезда. Участие в его работе первых лиц государства и одновременно привлечение широких кругов общественности (творческой интеллигенции, писателей, преподавателей средней и высшей школы, работников сфер образования и культуры, а также родителей нынешних школьников, не профессиональных филологов – 209 делегатов из 311 заявившихся) обеспечили особую эффективность этого форума, предполагающего учет и выработку единой общественной позиции, консолидацию общественного мнения.

В этом отношении решающее значение имело выступление на пленарном заседании Владимира Владимировича Путина. Речь президента опубликована – в живом звучании каждое ее слово воспринималось в полном смысле как выражение «самой серьезной» поддержки государства. Президент подчеркнул, что «речь идет о сохранении – ни больше ни меньше – национальной идентичности, о том, чтобы быть и оставаться народом со своим характером, со своими традициями, со своей самобытностью, не утратить историческую преемственность и связь поколений. Для русских это означает быть и оставаться русскими». Не менее важная «роль русского языка» в том, чтобы создавать единую российскую нацию, быть языком межнационального общения».

Была обозначена основная цель Общества: «стать площадкой для выработки консолидированных подходов по вопросам продвижения русского языка, популяризации отечественной литературы… и, конечно, решения проблем филологического образования». Причем, как и в речах других выступавших, в этой программной речи съезда были намечены ближайшие конкретные шаги в решении основных поставленных задач: общественное участие «в доработке федеральных государственных образовательных стандартов в части русского языка и литературы, в подготовке профильных программ обучения и списка литературных произведений, которые обязательно должны знать подрастающие поколения».

Заканчивая свое выступление, президент особенно выделил мысль: «сбережение русского языка, литературы и нашей культуры – это вопросы национальной безопасности, сохранения своей идентичности в глобальном мире».
Председательствовавший на съезде патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем выступлении пояснил собравшимся, что согласился возглавить Общество именно потому, что полностью разделяет идеи возрождения национальной культуры через возвращение языку и литературе их высокого статуса, не зависящей от обстоятельств самоценности. Патриарх наполнил мысль Д. С. Лихачева: «литература — это не только искусство слова, это искусство преодоления слова», подразумевающую, что словесность – это больше, чем учебный предмет, в ней – лучшее средство воспитания личности, указание пути к «сближению», братству человечества. С точки зрения Святейшего, художественную литературу нужно читать осознанно (сейчас – эпоха неосознанного, стихийного чтения), не смешивать классические произведения с посредственной литературной продукцией, выстраивать систему подлинных духовных ценностей, чему должны способствовать ориентиры, принятые школой и вузом, узаконенные программными документами. В то же время это не исключает вариативности в отборе литературных текстов, подчеркнул патриарх, так как указанный принцип может быть осуществлен разными способами, на разном материале. Помехой чтению не могут стать ни экранизации (чего опасались в доперестроечный период), ни приобщение к литературе через Интернет. Нужно уметь прислушиваться к запросам современности, стремиться к осознанной сбалансированности всех факторов с сохранением приоритетных ценностей, над которыми не властно время.

Свое слово в поддержку деятельности Общества русской словесности сказали спике Государственной Думы РФ С. Е. Нарышкин, министр образования и науки РФ Д. В. Ливанов, руководители секций, научный редактор и генеральный директор журнала «Эксперт» А. Н. Привалов, вице-президент Китайской ассоциации преподавателей русского языка и литературы Чжэн Тиу и др.

Примечательно, что первый этап съезда носил рабочий характер – накануне, в День Филолога, прошли секционные заседания в МГУ им. М. В. Ломоносова. Многие идеи и предложения, вынесенные на пленарное заседание, прозвучали в секционных докладах и сообщениях. Обширная география, представленная докладчиками: от Сибири до Северо-Кавказского федерального округа – не помешала проявлению единодушия по ряду конкретных вопросов, обсуждаемых на заседаниях восьми секций: «Фундаментальные научные исследования в области русского языка», «Преподавание русского языка и литературы в вузах как стратегический приоритет образовательной политики в многонациональном государстве», «Роль родителей, родительских сообществ и общественных организаций в сохранении русского языка», «Общество русской словесности – миссия и ответственность перед российским обществом», «Дополнительное образование: проблемы, достижения, перспективы развития», «Русский язык и литература в школе», «Культура и искусство как проводники и хранители русской словесности», «Профессиональные объединения русистов в жизни общества».

Как Председателя регионального отделения Всероссийской Ассоциации преподавателей русского языка и литературы высшей школы и члена Координационного совета Ассоциации, меня особенно интересовало обсуждение новой концепции филологического вузовского образования, которая в скором времени должна быть представлена на утверждение профессионального сообщества. В ходе обсуждения прозвучали важные рекомендации по вопросу согласованности школьного и вузовского образовательных стандартов, совершенствованию билингвального аспекта образования, осуществлению принципа непрерывности филологического образования (начиная с дошкольной ступени), внесения в ЕГЭ обязательной устной составляющей, введению обязательного единого государственного экзамена по литературе (наряду с экзаменом по русскому языку), участию научных работников в разработке образовательных стандартов для школы и программ курсов повышения квалификации учителей и др.

Следует отметить, что филологами ПсковГУ многие годы велась и ведется целенаправленная работа, нацеленная на сохранение и укрепление общественного и профессионального статуса русского языка и отечественной литературы в меняющихся условиях современности. Создание Общества русской словесности, стратегия и тактика работы, определенные его первым съездом, особое общественное внимание, уделенное назревшим проблемам в области распространения литературной и языковой культуры – все это вселяет уверенность в необходимости дальнейшего совместного труда в избранном направлении, подтверждая мысль Д. С. Лихачева: «Филология сближает человечество — современное нам и прошлое».

Д.ф.н., проф. Н. Л. Вершинина


комментарии (0)

Добавить комментарий